Автор: Winner56
10 мая 2021 11:17
Метки: Великая Отечественная пилотки победы
8194
6
В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.
0
Смотреть все фото в галерее
В начале был берет
0
Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета. В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.
Гленгэрри или шайкачи?
0
В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.
История пилотки. Наследница фуражки и родственница бескозырки
Как головной убор русских военных летчиков превратился в символ Победы
Этот характерный головной убор стал таким же символом советского солдата времен Великой Отечественной войны, как буденовка – красноармейца времен Гражданской. В пилотках ходили рядовые и офицеры, летчики и танкисты, фронтовики и бойцы тыловых частей. Но мало кто догадывается, что пилотка – ближайший родственник бескозырки, а обе они – потомки… фуражки!
От «фуражирки» до «полетки»
О точном происхождении пилотки историки мундира спорят до сих пор. И понятно почему: головные уборы подобной формы встречаются во множестве стран, порой отделенных друг от друга тысячами километров. Но наиболее вероятно, что традиционная советская пилотка восходит все-таки к предку фуражки и бескозырки – так называемой фуражной шапке. Доказательством тому может служить такой факт: в польском языке одно из названий пилотки – «фуражирка».
Фуражные шапки – мягкие колпаки, верхняя часть которых свешивалась набок, – в русской армии ввел в 1797 году император Павел I. Полагались эти головные уборы поначалу только фуражирам, то есть нестроевым чинам, отвечавшим за заготовку корма и уход за армейскими лошадьми. Обеспечивать их традиционными в то время киверами или гренадерскими шапками никто не собирался, вот и ввели особую шапку, которая отличала фуражиров от других военных. По одной из версий, чтобы верхняя часть колпака не мешала во время работ, фуражиры начали складывать ее, опуская внутрь: получался головной убор с характерной для пилотки складкой.
Другой вопрос, что в России никаких похожих на пилотку головных уборов не встречается со времен павловской «фуражной шапки» и до 1913 года. Только накануне Первой мировой войны повелением императора Николая II пилотка – тогда она называлась «мягкой складной шапкой» – была введена в воздухоплавательных и авиационных частях. Собственно, отсюда и происходит ее название: в армии новый головной убор называли и «полеткой» (потому что надевать ее полагалось только в полете), и «пилоткой» (потому что носили ее пилоты); встречается в документах даже название «залетка», хотя оно и не было распространенным.
Впрочем, существуют и другие версии происхождения пилотки. В британской армии пилотки считаются наследниками шотландского головного убора «гленгарри», появившегося в армии в конце XIX века. На Балканах есть свой вариант похожего головного убора, который называется «шайкача» и напоминает пилотку с сильно раздвинутыми верхними краями. А, скажем, в Испании и Франции пилотки строго возводят к фуражным шапкам, доказательством чему служат кисточки, свисающие с переднего угла.
«Французская» пилотка русской армии
Если происхождение пилотки остается не до конца изученным, то ее история в русской и советской армии хорошо известна. После того как «мягкую складную шапку» ввели для воздухоплавателей и авиаторов, те быстро оценили ее преимущества. Хотя тогдашняя пилотка и шилась из сукна черного цвета, в ней было удобно ходить даже летом – удобнее, чем в фуражке. Если же головной убор требовалось снять, то не приходилось задумываться, куда его положить: в сложенном виде он легко помещался в карман форменных брюк. И хотя носить пилотки полагалось только вне строя, скажем, в полетах или в перерывах между ними, а также во время нахождения на аэродроме, русские летчики быстро завели моду носить пилотки и за пределами летного поля.
Оценив удобство нового головного убора, пилотки решила завести и русская армия. Пехотинцы и артиллеристы получили ее как головной убор, надеваемый под стальной шлем, которые начали появляться в Русской императорской армии в 1916 году. Но поскольку армия так и не получила достаточного числа современных касок, то и число пилоток осталось незначительным: в основном их, как и шлемы, получали ударные части, созданные в 1917 году. Кстати, эти пилотки в армии называли «окопными», или «французскими» – так же, как и каски, представлявшие собой точную копию французской каски Адриана. Заимствованные вместе с ними мягкие складные шапки отличались от тех, которые получали летчики. Они были цвета хаки, боковые бортики у них были чуть ниже, а еще пилотка имела кожаные ремешки, в обычной обстановке носившиеся поверх нее, а когда нужно было надевать каску, опускавшиеся под подбородок.
Именно эти два вида пилоток и достались в наследство Красной и Белой армиям после Октябрьской революции. В РККА пилотки поначалу не прижились нигде, кроме как в авиации и на курсах красных командиров. Летчики донашивали черные пилотки, а курсанты – «французские» цвета хаки с подбородочными ремнями. Новые пилотки не шились, и удобный головной убор быстро исчез из употребления, дав дорогу уставной буденовке, прежде всего ее летним вариантам.
Возвращение пилотки
Пилотка вернулась в армию только в 1935 году, когда ее ввели для всего личного состава Красной армии в качестве головного убора, который надевается под каску и используется во время полевых работ. Причем поначалу пилотки имели заметные различия в зависимости от того, представители каких родов войск их носили. У летчиков они были синего цвета, у танкистов – стального, а всем остальным полагались цвета хаки, но с цветной выпушкой по краю бортиков и по низу головного убора, соответствовавшей цвету петлиц и обозначавшей конкретный род войск. Правда, такие «украшения» имели только пилотки командиров и начальствующего состава. У рядовых и сержантов пилотки были просто цвета хаки и без выпушки, кроме летчиков (синие с голубой выпушкой) и танкистов (стального цвета).
Все это цветное разнообразие довольно быстро закончилось. Вооруженные конфликты у озера Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939-м, а особенно Зимняя война 1939-40 годов показали, что для снабжения армии столь широкая номенклатура расцветок очень неудобна. И за четыре с половиной месяца до начала Великой Отечественной войны наркомат обороны издал секретный приказ, по которому всем родам и видам войск отныне полагались пилотки единого цвета хаки, без всяких выпушек. Причем у курсантов, рядовых и сержантского состава эти головные уборы становились и частью летней парадно-выходной формы, и рабочей полевой. Разница была только в материале: в первом случае пилотки шились из сукна, во втором — из хлопчатобумажной ткани.
В таких пилотках Красная армия и встретила начало Великой Отечественной войны. Впрочем, как это обычно и бывает, неразбериха, связанная со срочной мобилизацией и обмундированием миллионов человек, совпавшая со сменой формы всей армии, привела к удивительному разнообразию головных уборов у красноармейцев и командиров. Носили то, что успели получить: и старые пилотки с выпушками, и новые без нее. Летчики, особенно пришедшие в строевые части незадолго до войны, по-прежнему надевали синие пилотки, танкисты – стального цвета. Что говорить, если даже буденовки, официально выведенные из обращения в 1940 году, продолжали выдавать вплоть до 1944 (!) года.
Символ не армии, но Победы
Более-менее однообразным обмундирование Красной армии стало к середине войны, особенно после того, как с введением погон в 1943 году в очередной раз изменилась и форма. Примерно с этого времени пилотки как головные уборы младших офицеров начинают сменяться фуражками. Такое положение сохранится до 1988 года: «складные мягкие шапки» останутся атрибутом рядовых и сержантов, а также солдат сверхсрочной службы, пока очередная реформа не введет пилотку в качестве головного убора офицеров в повседневной летней строевой форме одежды. Кстати, тогда же на офицерских пилотках, чтобы отличать их от солдатских, появились цветные выпушки по родам войск – совсем как в 1935 году.
Правда, все это будет касаться только армии. На флоте офицерские пилотки с белыми кантами появятся гораздо раньше, в 1967 году. Они сменят береты, оказавшиеся не слишком удобными на борту кораблей, особенно если те уходили в боевые походы куда-нибудь ближе к экватору. Тогда, кстати, пилотка становилась из темно-синей светло-синей и получала козырек и подбородочный ремень.
После развала Советского Союза пилотки стали постепенно исчезать из арсенала новой российской армии. Сначала они изменили форму, став похожими больше на головные уборы солдат бывших противников по «холодной войне», чем на те, в которых Красная армия входила в Берлин. Потом их и вовсе сменили береты и кепи, и сегодня пилотка остается элементом форменной одежды военнослужащих-женщин или используется исключительно в жарком климате. И теперь пилотка уже не воспринимается как символ российской армии, но символом нашей Победы классическая советская солдатская пилотка останется уже навсегда.
Лень матушка
0
Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это — кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.
Как правильно носить пилотку полиция девушке
Способы ношения сотрудниками органов внутренних дел обмундирования, его использующиеся разновидности, виды значков отличия регламентированы приказом МВД № 575 от 26.07.2013 и правительственным постановлением № 853. В гардеробе допускается разнообразие, однако оно строго регулируется. Какие правила ношения формы сотрудниками полиции?
Повседневная униформа сотрудников МВД допускается серого либо серо-голубого оттенка, она обязана соответствовать присвоенному званию. Различают комплекты по сезону (зима/лето), для каждого департамента предусмотрены отдельные знаки различия, типовые шевроны, нашивки на рукава, погоны, иные элементы.
Особенности ношения предметов формы одежды четко прописаны в регламенте, имеются изображения, наглядно демонстрирующие, как правильно закрепить те или иные элементы. Рисунки помогают визуально воспринять информацию, разместить все требуемые атрибуты в правильном порядке, соблюдая последовательность, предусмотренные места.
Современное законодательство делает использование формы обязательным требованием для любого сотрудника, за исключением оперативников и психологов.
Владелец должен следить за чистотой и ухоженностью обмундирования, оно должно соответствовать по размеру. Важно! Появляться в форме в публичных местах во внеслужебное время полицейским запрещается.
К ним относятся рестораны, общественные мероприятия, увеселительные заведения. Приказ МВД России № 575 регламентирует следующие виды формы и особенности применения: Выходная При приеме присяги, дежурстве в почетном карауле, проведении официальных мероприятий, праздников. Повседневная Для каждодневного использования.
Особая Для выполнения спецзаданий.
Для несения наружной службы При проведении особых операций. Униформа разделяется по сезонам – для зимы и лета; переход происходит во всей Российской Федерации одновременно вне зависимости от регионального климата.
Комбинировать комплекты, которые имеют разное сезонное назначение, нельзя.
Например, исключается ношение ушанки и осенней куртки, фуражки летнего типа с курткой, имеющей меховой ворот. Комбинирование одежды, относящейся к разным категориям (например, ежедневная и парадная), исключается, как и ношение элементов, относящихся к разным подразделениям полиции.
Важно! Для женщин предусмотрена норма, запрещающая использовать во время несения службы яркий макияж, декоративные элементы гардероба, броские украшения. Основные требования:
- Ношение черной обуви официального стиля для сотрудников обоих полов. Для женщин допустим невысокий каблук, имеющий хорошую устойчивость.
- Фуражка надевается с уклоном направо, козырек находится на одном уровне с бровями. Для пилоток и головных уборов зимнего типа действует правило, требующее носить их выше бровей на 20-40 мм.
- Использование верхней одежды допустимо по погоде, она должна быть застегнута полностью. Самую верхнюю пуговицу рубашки можно оставить в расстегнутом состоянии, если та используется без кителя.
- Ношение брюк установлено поверх обуви. Их заправляют внутрь при использовании берцев высоких сапог.
- Допускается закатывать до локтя рукав куртки, если стоит жаркая погода.
- Женская юбка не должна быть выше или ниже колена.
- Ношение рубашки предусматривает наличие галстука, который закрепляется к самой рубашки металлическим зажимом. Исключение – лето: можно использовать рубашку без галстука.
Ношение нашивок подразделений и шевронов является обязательной нормой, зафиксированной в приказе МВД. Расстояния регламентированы, для каждого элемента предусмотрено особое место.
Погоны Должны располагаться на всей верхней одежде, рубашках, могут быть съемными или нашиваться. Число просветов Для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, используются звездочки, металлические пластины. Погон съемного типа должен иметь золотистую эмблему.
Для младшего состава предусмотрена одна полоса, выделенная отдельным цветом, старшего – две.
Знаки и шевроны Размеры стандартные – 12×7,5 см, ношение нарукавное. Надписи «ПОЛИЦИЯ» Должны иметь хорошее качество, присутствовать на верхней одежде с левой стороны.
Цвет зависит от конкретного подразделения: «СОБР», «ОМОН» – вверху на спине в середине. ДПС Данная надпись располагается на груди. Прочие сотрудники У специальных знаков ношение нагрудное, их закрепляют на левом кармане.
При использовании планки или знаков отличия их располагают на 1 см ниже. Значки, медали Их надевают на левую сторону кителя, соблюдая статусность наград.
Знаки МВД РФ Должны располагаться на груди в правой стороне.
Расстояние между ними составляет 5 см. Имеющийся значок вуза обязателен, прикрепляется первым.
Один ряд должен вмещать не более трех значков. Значок вуза используется только один, даже если высших образований два и более.
Полётка
0
В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.
Современное звучание
Пилотка остается элементом форменной экипировки военного. Но области ее применения – шире. Она перенесла в сегодняшнюю жизнь традиции пионерских пилоток и популярна в среде участников военно-патриотических движений. Она стала элементом высокой моды. Пилотки часто покупают в подарок мужчинам. Военторг, например, через сеть торговых точек реализует самые разные головные уборы – для профессионалов, для гражданской авиации, для ценителей истории. Военная форма давно вышла за пределы узкоспециализированной области, но любой ее элемент носить надо осмысленно. В память о тех, кто одержал для нас Победу!